(846) 276-88-72 (73), 379-17-24
контактная информация

У нас - знания.

У вас - порядок.

Аудит по - российски


  «Дельта-информ», № 22 (152)Декабрь, 2007 г.

 

Аудит по-российски: сегодня и завтра






    Специальность аудитора появилась в нашей стране совсем недавно. Что значит – пятнадцать лет для специальности… Между тем аудит пережил уже несколько этапов в своем развитии. И сегодня мало кто из серьезных бизнесменов сомневается в том, что аудит играет весьма важную роль и в объективной оценке нынешнего состояния предприятия, и в выработке стратегии его развития.

    Недавний разговор за «круглым столом» в Самарском выставочном центре "Экспо-Волга", организованный ЗАО АФ "Бизнес-Аудит", выставочным комплексом "Экспо-Волга" и журналом "Эскперт Волга", был посвящен роли внешнего аудита в обеспечении экономической безопасности предприятия. Впрочем, и руководители предприятий, и представители аудита, принявшие участие в разговоре, решили не ограничиваться только этой темой…


Почему порой аудиторы не оправдывают ожиданий?

Как показал разговор за «круглым столом», некоторые руководители самарских предприятий, не удовлетворены качеством внешнего аудита. Нередко аудиторские отчеты ограничиваются лишь перечнем ошибок и не включают в себя никаких рекомендаций.

Но как заметил директор по экономике ОАО «Самарское ПРП» К.А. Солкин, угрозу предприятию несет, прежде всего, некомпетентность самих его сотрудников. В том числе, и в вопросах налоговой отчетности. Вот и ожидают на предприятиях, что внешний аудит поможет, в конечном итоге, снизить уровень этой некомпетентности.

Сегодня в области – около двухсот аудиторских компаний, и далеко не все из них работают на должном уровне.

Рекомендации руководителей ведущих аудиторских компаний на этот счет просты: предприятия-заказчики аудиторских услуг сами должны хорошо понимать, чего они ждут от внешнего аудита и ставить перед аудитором четкие задачи. Все это, естественно, должно быть зафиксировано в договорах. Клиенты порою полагают, что аудиторы сами знают, все, что нужно сделать. Но, как отметил, директор ООО «VIP- Аудит» А.А. Хачатурян, для аудитора важно ясно понимать: что руководитель предприятия ждет от проверки? Подтверждение финансовой отчетности? Или рекомендации – письменные или устные – по методологии бухгалтерского учета, или же совет как обезопасить свой бизнес с финансовой точки зрения. Очень важен принцип независимости аудитора. Но не менее важен, по мнению А. А. Хачатуряна, принцип независимости клиента от аудитора. Клиенту даются рекомендации, и его право – принимать или не принимать их, аудит не должен «довлеть» над ним.

Генеральный директор ЗАО АФ «Учет» Е.Е. Прокопович высказала такое пожелание руководителям предприятий, которые заказывают инициативный аудит. В договоре нужно прописывать подробно все задания, которые должен будет выполнить аудитор. И, конечно же, в договоре должно быть конкретно сказано – какой «конечный продукт» хочет получить заказчик: заключение, отчет, анализ…

Иначе могут быть недоразумения. Да это выяснилось и на заседании «круглого стола». Некоторые предприятия в течение небольшого времени сменили уже несколько аудиторских компаний поскольку не нашли общего языка. Кстати, проведение подобных мероприятий и есть попытка прийти к взаимопониманию и научится говорить на одном понятийном языке.

И, конечно, совсем уж неприемлема такая практика, когда аудитор приходит на предприятие раз в неделю по своему желанию или же забирает с собой финансовые документы предприятия. В этом случае его экономическая безопасность явно может пострадать.

Не секрет, что «бизнес сегодня строится в агрессивной среде». Об этом напомнил на заседании «круглого стола» А.А. Хачатурян. Поэтому так важна достоверность финансовой отчетности – и для принятия правильных управленческих решений, и для создания высокого уровня налоговой безопасности.

Предприятию или фирме полезно будет провести и конкурс аудиторских компаний, на котором можно будет увидеть плюсы и минусы различных вариантов аудита.


Получить сертификат качества – дело непростое

Как показал разговор на «круглом столе», пока заказчики при выборе аудиторской компании зачастую руководствуются случайными факторами – рекомендациями знакомых, информацией на сайтах.

Между тем сегодня уже есть объективные показатели – стоит ли доверять той или иной аудиторской компании или нет.

Это, прежде всего, наличие у нее сертификата качества.. Получить его можно только после прохождения процедуры контроля качества в общественной саморегулируемой организации, например, такой как ИПАР. О том, как этот процесс помогает повысить качество аудиторских услуг, рассказала руководитель Самарского филиала Института профессиональных аудиторов, генеральный директор ЗАО АФ «Бизнес-Аудит» М.В. Коломкина. У ИПАР есть уникальные программы проверки качества аудита. И, кстати, получить сейчас сертификат качества ИПАР довольно сложно. А отказ пройти проверку качества грозит аудиторской компании исключением из рядов организации, что и произошло в марте этого года с некоторыми его членами. Все это естественно, должно насторожить предприятие, выбирающее аудитора. Именно здесь, в ИПАР, можно узнать о репутации той или иной аудиторской компании- члене этого СРО. Таким образом, профессиональные объединения выступают в качестве инструмента защиты общественных интересов.

И в ближайшие годы значение саморегулируемых организаций для развития аудита в России будет только возрастать.

Кстати, как выяснилось во время разговора, сегодня очень сложно не только получить сертификат качества аудитора, но и сам аттестат аудитора. Профессия эта становится все более престижной. На Западе, между прочим, она имеет очень высокий статус. Да это и понятно. От того, как фирма прошла аудит, зависят ее престиж, возможность получить кредит и т.д.


Аудит и стандарты

На заседании «круглого стола» отмечалось, что полезны и внутренний, и внешний аудит. Внешний – это более высокая квалификация аудитора, возможность взглянуть на бизнес того или иного предприятия со стороны, что бывает весьма полезно. Что же касается внутреннего аудита, то это, как правило одно из структурных подразделений предприятия, задача которого помочь финансовой службе в текущей деятельности, отслеживая упущения и недочеты и вовремя информируя о них руководство.

Интересовало предпринимателей на «круглом столе», насколько «застандартизирован» рынок аудиторских услуг. В рамках закона, как отметила М.В. Коломкина, аудиторские фирмы должны проводить обязательный аудит, который, кстати, четко формализован и его проводят только внешние аудиторы. Но немаловажный вопрос: для кого? Для собственника предприятия, акционеров или же для заказчика–дирекции? Дирекция, как исполнительный орган, нередко заинтересовано в сокрытие проблем, вставших перед фирмой. И поэтому, когда у аудитора возникают «неудобные» вопросы, касающиеся деятельности предприятия, он нередко получает вежливый отказ, мол, не лезь не в свое дело. Но для собственника крайне важно представлять объективную картину. И это на сегодняшний день немаловажная проблема во взаимоотношениях между аудиторами и заказчиками.

Что же касается стандартов, регламентирующих аудиторскую деятельность, то на сегодня их более тридцати и все они утверждены постановлениями правительства. Кстати, приглашая аудитора, очень важно ознакомиться с этими стандартами – они открыты, с ними можно ознакомиться на различных информационных сайтах, в системе «КонсультантПлюс». И если аудитор - профессионал, он обязательно соблюдает эти правила.

А вот сопутствующие услуги – это то, о чем каждый раз аудиторские компании и клиенты должны договариваться, прописывая технические задания.

Что же касается методик проведения аудита, как сказала М.В. Коломкина, единой ее быть не может. Каждая аудиторская компания, исходя из своего опыта, вырабатывает свои, эксклюзивные приемы и методы работы, которые, конечно, должны быть ориентированы на федеральные стандарты.


Куда идет наше законодательство?

Внутри каждого профессионального сообщества, и ИПАР здесь не исключение, предпринимаются попытки сделать рынок аудиторских услуг более прозрачным и предсказуемым. Например, Советом ИПАР разработаны и утверждены методические рекомендации по расчету цены 1 человеко- часа при проведении аудиторской проверки, кроме того каждое сообщество разрабатывает свои стандарты качества. Несмотря на то, что Минфин РФ утвердил Программу проверки качества работы аудиторских организаций, он передает свои полномочия аудиторским сообществам по проведению этой работы, которые в свою очередь, формируют графики проверок, конкретно проводят их и передают эти результаты в Минфин РФ. Подобная информация влияет и будет влиять, скажем, на получение лицензий для осуществления аудиторской деятельности до тех пор пока их не отменят для аудиторов вообще.

Аудит крупных компаний и предприятий среднего и, тем более, малого бизнеса весьма существенно отличаются. И раз в регионах делается ставка на развитие последних, то было высказано пожелание, чтобы аудиторские компании, которые в основном и работают с этими фирмами, в своей работе учитывали эти различия.

Сложность профессии аудитора, как подметила генеральный директор ЗАО АФ «Учет» Е.Е. Прокопович, - в ее противоречивости. С одной стороны, это общественно значимая деятельность, и аудитор призван выражать независимое мнение. А с другой стороны – это бизнес, а цель любого бизнеса – получение прибыли. Поэтому сложность выстраивания отношений между клиентами и аудиторами налицо. Впрочем, будем надеяться, что после принятия долгожданных изменений в Законе «Об аудиторской деятельности» и проведения подобных мероприятий острые углы будут сглаживаться.

Вадим КАРАСЕВ

на главную

в начало

Разработка сайтов в Самаре — Plusmedia

Год выпуска 2006

© ЗАО Аудиторская фирма "Бизнес-Аудит", Самара, 2006